Главная Беседы Агиасма - святая вода великого водоосвящения
hram5.jpg

Катехизация

Жизнь прихода

Агиасма - святая вода великого водоосвящения
Беседы

19 января Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иисус Христос, вступив в воды реки Иордана, освятил Своим Божеством все естество вод. И Евангелие свидетельствует о явлении миру Святой Троицы: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в реке Иордане от Пророка и Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Поэтому этот праздник называется Богоявлением. А в навечерие (накануне) и в самый день праздника в храмах совершается чин Великого водоосвящения. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же.

Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя: «Вот настал и этот с томительным нетерпением ожидаемый момент крестопогружения. Вся толпа дружно подхватывает пропетый духовенством тропарь праздника и, не дожидаясь троекратного погружения креста в воду, начинает быстро погружаться в священные струи, пить их пригоршнями и наполнять ими свои фляжки, бутыли, кувшинчики и прочее, захватывая из под ног своих со дна реки на память и ее камешки». Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. Поэтому и в Русской Православной Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения: в навечерие - в храмах, а на праздник - на реках, источниках и в колодцах - в так называемых иорданях, ибо и Христос крестился вне храма.

Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения от всяческой скверны. Крещенская святая вода — великая святыня (по-гречески - агиасма) для православного человека, она хранится круглый год и употребляется «ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе». У верующих людей есть благочестивый обычай — утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, который берут в храме в воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, можно помолиться дома и покропить святой водой свое жилище.

У русских людей есть благочестивый обычай в праздник Крещения купаться в прорубях-иорданях, которые устраивают на реках или озерах. Однако такое купание не является обязательным правилом. Дело это благословенное, но не обязательное. Ведь все люди разные - кто-то может искупаться в ледяной воде зимой, а кто-то нет, кому-то это совсем не полезно — состояние здоровья такое, что не по силам. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением — слишком много на себя берет. Церковь не требует от человека подвига свыше его сил. Можно прийти домой и не ледяной крещенской водой, а просто прохладной водой из душа окатиться в ванной, поскольку благодатная сила одна. И зависит она не от температуры воды, не от ее количества и качества, а от веры человека.

Многие люди считают, что в Крещение абсолютно вся вода – святая, даже из водопроводного крана. Так ли это на самом деле? Действительно, вода освящается везде, но набирать ее надо с верою и молитвой. А если мы сами сомневаемся, то не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне.

 
Колокола и колокольный звон

Колокольный звон стал одним из характернейших элементов русского православного богослужения. Со времен Древней Руси судьбоносные события в истории нашего Отечества, нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот звук был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра.

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.