В это воскресенье за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Луки (глава 18, стихи 35-43), повествующий о исцелении слепого Вартимея Господом нашим Иисусом Христом.
Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Митрополит Сурожский Антоний. Из цикла "Воскресные проповеди".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы вступаем сегодня в подготовительные недели к Великому посту. Церковью не в Великом посту положено задумываться над своими грехами, а именно в течение этих подготовительных недель: в течение недель Поста мы будем сосредоточены на силе Божией в немощи совершающейся; но в течение наступающих сейчас недель Церковь обращает наше внимание на нас самих.
И первое, что она ставит перед нашими глазами, это образ слепого Вартимея, сидящего у врат иерихонских. Как он - и мы слепы; мы не видим славы Божией, разлитой по всей земле, сияющей вокруг нас. Мы видим только тусклость, порой только тьму. Мы не видим и себя ни в хорошем, ни в дурном, только минутами прозреваем что-то о себе.
Когда Христос призвал Иерихонского слепца в Себе, Он его спросил: что ты хочешь, чтобы Я тебе сделал?.. И тот ответил: дай мне видеть!.. Он сознавал свою слепоту, - мы большей частью ее не сознаем; он сознавал плен, и несчастье, и горе, которые она составляет, -мы так к ней привыкли, что даже больше не чувствуем ее.
И вот, если бы Христос перед нами предстал и сказал: что ты хочешь? - нашлось ли бы в нас мужество из всех даров земли попросить зрение, зрячесть, зная, что как только мы прозрим, мы увидим не только свет, но и тьму? Мы боимся прозреть, мы боимся себя увидеть, какие мы есть, потому что мы вступаем в это созерцание без цели и без надежды. Без цели: ибо мы не уверены, что то, что мы видим, мы можем преодолеть, то, что откроется нам греховное, темное или несовершенное, мы можем исправить: поэтому стоит ли погружаться в эту тьму только для того, чтобы придти в отчаяние? В отчаяние не только о том, что наша жизнь бывает тяжела и мучительна, а о том, что и внутри нас кроме тьмы, разрухи нет ничего.
И тут надо вспомнить и держать в памяти все время слова Иоанна Кронштадтского, который в своем дневнике говорит, что Бог открывает нам зрение наших недостатков, нашего несовершенства, зла в нас только в меру той веры и надежды, которые Он в нас видит. Поэтому каждый раз, когда перед нами раскрывается новая глубина падения нашего, каждый раз, когда мы чувствуем с большей силой, как мы далеки от Бога, как мы не примирены со своей совестью, как трудно нам с людьми, как мы далеки от той славы, которая нам предназначена, мы должны вспомнить: значит, Господь увидел в нас достаточную меру веры и надежды, чтобы перед нами это раскрыть, Господь знает, что мы с Ним вместе можем это победить.
И поэтому, вступая в эту неделю, в течение немногих дней до следующего воскресенья, давайте задумаемся над самими собой, будем молиться Богу, чтобы Он нам открыл, дал видеть все, что мы можем видеть, не сокрушившись, не сломившись. Давайте вглядываться в наши глубины и в нашу жизнь, в самое поверхностное и самое глубокое, чтобы увидеть все, что должно быть побеждено, преодолено, покорено Богу, с верой, что с Ним - все нам возможно. Скажем и мы Ему: Господи! Дай нам прозреть! - и глубоко вглядимся во все, что нам откроет Бог, с уверенностью, что Он уже нам дает этим победу. Аминь.
|