temple3.jpg

Катехизация

Великий Пост
Богослужебный круг

Великий пост - это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Святой Четыредесятницы – сорока дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней. «Весна постная» – так называет Православная церковь время Великого поста.

Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды в течение Поста - в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого Поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния и плача о своих грехах, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, в чем может не быть ничего плохого, но что не соответствует "светлой печали" великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий Пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого Поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста - некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести Поста на все прочее время церковного года.

Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого Поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории аллегорически представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом.
"Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление", - такими словами начинается Великий канон. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", - повторяет хор особым великопостным распевом после каждого "куплета" (тропаря) канона.

Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" (вдохновившая Пушкина на стихотворение "Отцы пустынники и жены -непорочны", являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве - несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. "Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков".

В течение всего Великого Поста по будним дням не совершается Литургия - главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим Постом служат Литургию Преждеосвященных Даров - особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название -"преждеосвященных Даров") на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.

Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого Поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе - Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое - преподобной Марии Египетской.

В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII веках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии - чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. "Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению", - поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.

 
О чтении Евангелия

Евангелие в православном вероучении занимает главное место. Это Книга Книг для христианина. Даже строители коммунизма в первой половине двадцатого века использовали в своем кодексе переиначенные выдержки из Благой Вести, не говоря уже о простом народе.
На цитаты из Евангелия опираются священники во время произнесения проповедей. На огласительных беседах батюшки просят крещаемых прочитать хотя бы Евангелие от Марка, самое короткое. Тем не менее, многие действительно не понимают: «А зачем надо читать  Евангелие?»

Мы Вконтакте

Ильинский храм, Яковлевское.
Открытое сообщество

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.