Главная Праздники Покров - иконография праздника
hram3.jpg

Катехизация

Покров - иконография праздника
Праздники

Самые ранние изображения Покрова не дошли до нас. Праздник был установлен на Руси в 60-е годы XII века, а самые ранние образы начала XIII века не сохранились. Древнейшее изображение праздника встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом. Там изображена стоящая в профиль Богородица, над которой – поднятый вверх плат.

 

В Новгороде было принято изображать, как бы в разрезе, храм. Под его сводами – согласно эпизоду из жития Андрея Юродивого – изображалась Богородица, молящаяся с воздетыми руками и стоящая на облаке. Над Нею ангелы держат распростертый покров. В нижней части новгородских икон изображаются закрытые Царские врата, справа от которых стоит Андрей Юродивый, указывающий рукой своему ученику Епифанию на это чудо. В Новгородских иконах есть еще одна замечательная деталь – слева от Царских врат (иногда бывает и справа), примерно на уровне середины высоты храма писали престол, за которым стоят три великих святителя (Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов). Это включение в иконографию праздника Покрова свидетельствует о почитании трех святителей на Руси.

Ранний суздальский извод икон Покрова очень существенно отличается по содержанию от Новгородского. Самое главное, что в центре суздальской иконы под Богородицей, молящейся на воздухе за людей, на церковном амвоне стоит юноша, держащий хартию. На некоторых иконах тексты хартий сохранились. К нашему изумлению мы можем прочить на этих хартиях: «Дево днесь Пресущественного рождает…». Это начало Рождественского кондака, а юноша с хартией – святой Роман Сладкопевец, византийский поэт, написавший множество церковных гимнов. Именно ему исследователи приписывают создание Акафиста Пресвятой Богородице. Он был поставлен архидиаконом главного собора империи, и первое служение должно было совершаться в праздник Рождества Христова. Святой Роман очень боялся, т.к. не обладал сильным голосом. Накануне праздника во сне ему явилась Матерь Божия, повелела съесть кусочек свернутого пергамена, и на следующий день он пропел свой знаменитый кондак. Часто слева от центрального амвона изображаются император Лев Мудрый, в период правления которого случилось чудо Покрова, и его супруга Феофана.

В XVII в. композиция образа Покрова меняется. Вместо симметричной сцены изображается шествие на Небеса по облакам, к Спасителю, который также изображается в облаках. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род. Очень часто на иконах конца XV-XVI в. встречаются сюжеты, сочетающие Новгородский и Суздальский изводов. Например, изображается Роман Сладкопевец, над ним – Богородица, но покров держит не Она Сама, а ангелы над Ней. Этот список очень часто встречается в XVI в.

Публикуется по материалам интернет-журнала "Православие и мир".

 


 

 
О чтении Евангелия

Евангелие в православном вероучении занимает главное место. Это Книга Книг для христианина. Даже строители коммунизма в первой половине двадцатого века использовали в своем кодексе переиначенные выдержки из Благой Вести, не говоря уже о простом народе.
На цитаты из Евангелия опираются священники во время произнесения проповедей. На огласительных беседах батюшки просят крещаемых прочитать хотя бы Евангелие от Марка, самое короткое. Тем не менее, многие действительно не понимают: «А зачем надо читать  Евангелие?»

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.