Главная Праздники Покров - иконография праздника
temple35.jpg

Катехизация

Покров - иконография праздника
Праздники

Самые ранние изображения Покрова не дошли до нас. Праздник был установлен на Руси в 60-е годы XII века, а самые ранние образы начала XIII века не сохранились. Древнейшее изображение праздника встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом. Там изображена стоящая в профиль Богородица, над которой – поднятый вверх плат.

 

В Новгороде было принято изображать, как бы в разрезе, храм. Под его сводами – согласно эпизоду из жития Андрея Юродивого – изображалась Богородица, молящаяся с воздетыми руками и стоящая на облаке. Над Нею ангелы держат распростертый покров. В нижней части новгородских икон изображаются закрытые Царские врата, справа от которых стоит Андрей Юродивый, указывающий рукой своему ученику Епифанию на это чудо. В Новгородских иконах есть еще одна замечательная деталь – слева от Царских врат (иногда бывает и справа), примерно на уровне середины высоты храма писали престол, за которым стоят три великих святителя (Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов). Это включение в иконографию праздника Покрова свидетельствует о почитании трех святителей на Руси.

Ранний суздальский извод икон Покрова очень существенно отличается по содержанию от Новгородского. Самое главное, что в центре суздальской иконы под Богородицей, молящейся на воздухе за людей, на церковном амвоне стоит юноша, держащий хартию. На некоторых иконах тексты хартий сохранились. К нашему изумлению мы можем прочить на этих хартиях: «Дево днесь Пресущественного рождает…». Это начало Рождественского кондака, а юноша с хартией – святой Роман Сладкопевец, византийский поэт, написавший множество церковных гимнов. Именно ему исследователи приписывают создание Акафиста Пресвятой Богородице. Он был поставлен архидиаконом главного собора империи, и первое служение должно было совершаться в праздник Рождества Христова. Святой Роман очень боялся, т.к. не обладал сильным голосом. Накануне праздника во сне ему явилась Матерь Божия, повелела съесть кусочек свернутого пергамена, и на следующий день он пропел свой знаменитый кондак. Часто слева от центрального амвона изображаются император Лев Мудрый, в период правления которого случилось чудо Покрова, и его супруга Феофана.

В XVII в. композиция образа Покрова меняется. Вместо симметричной сцены изображается шествие на Небеса по облакам, к Спасителю, который также изображается в облаках. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род. Очень часто на иконах конца XV-XVI в. встречаются сюжеты, сочетающие Новгородский и Суздальский изводов. Например, изображается Роман Сладкопевец, над ним – Богородица, но покров держит не Она Сама, а ангелы над Ней. Этот список очень часто встречается в XVI в.

Публикуется по материалам интернет-журнала "Православие и мир".

 


 

 
Кто такие святые?

Кто такие святые? Наверное, вы удивитесь, услышав, что святые были такие же люди, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание. Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас. Что же подвигло их к тому удивительному, что исполняет душу неизреченным светом, и что мы называем святостью?

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.