Празднование Введения Богородицы во храм, по мнению историков, начинается с VIII столетия. Об этом, в частности, свидетельствует произведение святого патриарха Константинопольского Германа «Похвала Пресвятой нашей Госпоже и Богородице, егда принесена бысть в церковь родителем своим треми леты сущи». А в IX веке появляются два канона, посвященных празднику: автором одного является Георгий Никомидийский, другого - преподобный Иосиф Песнописец.
Иконография праздника основана на протоевангелии Иакова. «И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце Своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял Ее, и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля. И ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем, как голубка, и пищу принимала из рук Ангела». Иконография праздника мало изменялась со временем, и содержит основные типичные черты. В центре – Пресвятая Дева. Трехлетняя Мария одета в характерный для всей богородичной иконографии мафорий, который исторически являлся одеждой замужних палестинских женщин. Фигурка Пресвятой Девы изображена значительно меньше других фигур, но весь Ее облик - не детский. Этой деталью подчеркивается и настоящее особое избранничество Святой Юницы, и грядущее великое предназначение Божией Матери. Святые праведные Богоотцы изображены или рядом со святой Младеницею, или же позади сопровождающих Ее дев. Первосвященник Захария в поклоне склоняется к будущей Пресвятой Богородительнице. В верхнем углу иконы, за фигурой первосвященника помещена характерная сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела. Самыми ранними изображениями на тему праздника в русской иконографии исследователи считают композицию в приделе Иоакима и Анны Софийского собора в Киеве, относящуюся к XI веку и фреску XIV века, которая была помещена на северной стене новгородской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле. И сам храм, и его росписи были уничтожены фашистами в годы Великой Отечественной войны. Фреска располагалась по сторонам окна храма. Справа от окна были изображены юные девы, сопровождающие Богородицу в храм. Слева – святые праведные Иоаким и Анна, Пресвятая Юница, первосвященник Захария, встречающий Ее, а в левом верхнем углу – Ангел, приносящий пищу Богородице. Направление движения фигур – справа налево. Иконография праздника символически отображает торжественную процессию, сопровождение Пресвятой Девы в храм Божий, где Она будет возрастать до невиданного для земного человека духовного подвига. «Днесь Боговместимый храм Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет: днесь святая святых радуются, и лик Ангельский таинственно торжествует», - поется в стихире праздника. Пребывание Пресвятой Отроковицы в храме, где Она постигала полноту духовной мудрости и смирения, является прообразом будущих христианских монастырей. Именно поэтому многие монастыри и храмы на Руси устраивались в честь праздника Введения. Всемирно известным Введенским монастырем является Оптина пустынь, святые старцы которой примером высочайшего личного духовного подвига показали, что спасение наиболее возможно именно в стенах православного храма.
Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством?
Мы Вконтакте
Ильинский храм, Яковлевское. Открытое сообщество
Пожертвование
Дорогие братья и сестры!
Вы можете помочь восстановлению Ильинского храма, село Яковлевское.