Главная Праздники Благовещение - иконография праздника
temple35.jpg

Катехизация

Благовещение - иконография праздника
Праздники

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Иконография «Благовещения» весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы: на одних иконах Дева Мария изображена сидящей за пряжей в доме Иосифа, на других Архангел Гавриил благовествует Ей у колодца, а икона XII века «Благовещение Устюжское» представляет и Архангела и Богородицу без каких-либо лишних деталей на ровном золотистом фоне. Откуда взяты такие детали, как пряжа или колодец, ведь в Евангелии от Луки нет столь подробного описания?

 

Дело в том, что иконография праздника во многом основывается и на протоевангелии Иакова. В апокрифе, в десятой главе, говорится о том, что Пресвятой Деве было поручено прясть завесу из пурпура и багрянца для Иерусалимского храма. Далее следует описание самого Благовещения: «...и, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещавший: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед Нею Ангел Господень и сказал: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь во славу Его. Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает? И сказал Ангел: не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рожденное Тобой Святое наречется Сыном Всевышнего. И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ Свой. И сказала Мария: Я раба Господа, да будет Мне по слову твоему. И кончила Она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику. Первосвященник благословил Ее и сказал: Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».

Уже к V веку складываются основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу. Следует заметить, что еще в III столетии в катакомбах Прискиллы в Риме можно было увидеть изображения, отдаленно напоминающие композицию иконы: молодая женщина в тунике сидит в кресле, перед ней юноша в римской одежде, правая рука которого обращена к женщине. А на саркофагах более позднего времени уже прослеживаются все основные элементы будущей традиционной иконографии: Мария, сидящая в кресле с пряжей в руках, - слева, Ангел с посохом и крыльями - справа. Эта иконография, получившая название «Благовещение с пряжей», является наиболее распространенной. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити - символ достоинства зарождающегося Богомладенца как Царя царствующих. Красный цвет сапожек Богоматери подчеркивает Ее происхождение из царского рода Давидова. На иконе присутствует символическое изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.

Главным изводом в иконографии праздника является «Благовещение с пряжей». Именно эту икону помещают на Царских вратах, которые открывают доступ в алтарь, к святому престолу. Сюжет «Благовещение у кладезя (колодца)» является дополнительным и используется, в основном, в стенописи. В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие конкретного места действия - все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения. В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.

 


 

 
Колокола и колокольный звон

Колокольный звон стал одним из характернейших элементов русского православного богослужения. Со времен Древней Руси судьбоносные события в истории нашего Отечества, нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот звук был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра.

Мы Вконтакте

Ильинский храм, Яковлевское.
Открытое сообщество

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.