Главная Праздники Успение - иконография праздника
hram01.jpg

Катехизация

Жизнь прихода

Успение - иконография праздника
Праздники

Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Священном Писании, но рассказ об этом событии сохранен нам в памяти Церкви и выражается в иконе Праздника.


Иконы Успения писали многие иконописцы разных школ и эпох, тем не менее, можно выделить общие черты. В центре композиции одр, на котором возлежит Матерь Божия. Над ней возвышается Иисус Христос с младенцем на руках, символизирующим душу усопшей Богородицы. Это очень важная деталь в иконе. Спаситель забирает с собой душу Богоматери, тем самым, возвещая о Ее новой жизни – жизни на небесах.

Христос изображается в сиянии славы в небесной сфере или, как ее называют по-другому, в мандорле*, или в глории. В мандорле, как правило, изображают Небесные Силы: Херувимов и Серафимов.

Одр Богородицы окружают апостолы, которых чудесным образом собрал Господь на Успение Богородицы. Апостолы часто представлены «в движении», они как бы восседают на облаках, которые несут Ангелы.

На иконе иногда показывают палаты с «женами иерусалимскими» по сторонам одра, около ложа может стоять скамейка с кувшином, туфли, свеча - предметы, указывающие на реальное место действа – дом Богоматери на Сионской горе в Иерусалиме.

С XV века внизу иконы стали представлять и такой сюжет: Ангел мечом отсекает руки Афонию, пытающемуся опрокинуть ложе Богоматери. По преданию Афоний, иудейский священник, потрясенный чудом, уверовал в Иисуса Христа и был исцелен апостолом Петром.

Иногда на иконе изображают апостола Фому, опоздавшего на погребение. Он получает из рук Богоматери, уносимой Ангелами на небо, Ее пояс.

Около одра могут присутствовать также святители: Иаков Иерусалимский, Тимофей Эфесский, Иерофей Афинский и Дионисий Ареопагит – как очевидцы события.

На более поздних иконах в самом верху, в белых блистающих или в тех же одеждах, что и на одре, изображают вознесенную Богоматерь. Вознесение Богоматери "во плоти" проникает в восточную иконографию из западной в эпоху крестовых походов и затем активно разрабатывается в балканских росписях XIII – XIV веков, главным образом в сочетании с эпизодом вручения пояса апостолу Фоме.


 
Агиасма - святая вода великого водоосвящения

19 января Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иисус Христос, вступив в воды реки Иордана, освятил Своим Божеством все естество вод. И Евангелие свидетельствует о явлении миру Святой Троицы: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в реке Иордане от Пророка и Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Поэтому этот праздник называется Богоявлением. А в навечерие (накануне) и в самый день праздника в храмах совершается чин Великого водоосвящения. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же.

Мы Вконтакте

Ильинский храм, Яковлевское.
Открытое сообщество

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.