Пятидесятница - иконография праздника |
Праздники |
День Святой Троицы, или Пятидесятница - у этого праздника не только два названия, но и две совсем разные иконы. Разница между иконами «Пятидесятница» и «Троица» в том, что в первом случае иконописцы изображают само евангельское событие, а во втором – суть этого события, которая состоит в том, что человечеству впервые были явлены все три ипостаси Бога.
– Что изображено на иконе Пятидесятницы? – На ней изображен тот самый момент, когда на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух. – Но как же иконописец изобразил Святой Дух, если Его изобразить невозможно? – Символически – возможно. Святой Дух часто изображают в виде голубя. В данном же случае Святой Дух нисходит на апостолов, которые сидят за столом, в виде огненных языков. Этих языков двенадцать, по числу апостолов. Они напоминают солнечные лучи, и это неслучайно. Икона метафорически говорит: как солнце все время дает нам свое тепло и свет, так и Святой Дух постоянно наполняет Церковь Своей благодатью и силой. – В центре, между апостолами Петром и Павлом, как будто бы свободное место. Чье оно? – Это место Иисуса Христа. То есть Он тоже присутствует на иконе, только незримо. Оставляя незанятым главное место среди апостолов, иконописец как бы напоминает нам, Кто является основателем Церкви и Кто стоит в ее главе. Есть еще извод иконы Пятидесятницы, где на этом месте изображена Богородица – ведь, по преданию, она была среди апостолов. Но Христос все равно присутствует на этой иконе всегда, хотя и невидимо. – Откуда на иконе апостол Павел? Ведь в тот момент он еще даже не был христианином, а был гонителем христиан… – Это правда. Но икона – не фотографическое, а символическое изображение того или иного события. День Пятидесятницы – это день создания нашей Церкви. А без проповеди апостола Павла представить ее просто невозможно. – А что это за человек с короной в темном проеме? – Этот человек и этот черный фон – символ старого мира, в котором не было Христа, не было Его Церкви и, соответственно, не было пути к спасению. Но человек, хоть и находится в темноте, держит в руках убрус (платок, полотенце) с 12-ю свитками на нем – символами апостольской проповеди. Таким образом икона говорит нам, что двенадцать учеников Христа – это и есть изначальная Церковь, и что именно эти двенадцать пойдут в мир и станут проповедовать благую весть о воскресшем Христе. Корона же на голове этого человека говорит о том, что Евангелие предстоит донести не до одного человека, и не до группы людей, а до всего человечества.
|
Агиасма - святая вода великого водоосвящения |
19 января Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иисус Христос, вступив в воды реки Иордана, освятил Своим Божеством все естество вод. И Евангелие свидетельствует о явлении миру Святой Троицы: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в реке Иордане от Пророка и Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Поэтому этот праздник называется Богоявлением. А в навечерие (накануне) и в самый день праздника в храмах совершается чин Великого водоосвящения. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же.
|
Пожертвование
Дорогие братья и сестры!
Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.