hram01.jpg

Катехизация

Иконостас
Разработки

Педагогам на опыте знакомо, насколько быстро дети на уроке устают от объяснений и новых понятий. Школьникам сложно сосредоточить внимание, если урок проходит в форме лекции. Чтобы прочно усвоить учебный материал, ребятам надо не только услышать его, но и увидеть, а еще лучше - потрогать, пораскрашивать, повырезать.

Надеемся, что наша разработка  поможет вам познакомить учащихся с такой важной и серьезной частью внутреннего устройства храма, как иконостас.

Разработка рассчитана на несколько уроков, объединенных темой "Иконостас".

На вводном занятии учитель знакомит детей с понятием "икона", показывет им святые иконы или их репродукции.

Прежде чем начать разговор о святых иконах, необходимо вспомнить церковное предание о том Образе, который дал нам Сам Спаситель на убрусе (полотенце).

В те времена, когда Иисус Христос проповедовал на земле и совершал многоразличные чудеса, жил неподалеку от Палестины царь Авгарь, который страдал неизлечимой болезнью. Узнав, что в Палестинской земле проповедует  Христос и, уверовав в Него всем сердцем, царь Авгарь послал туда своего художника Ананию, чтобы тот сделал портрет Иисуса. Анания добросовестно пытался выполнить возложенное на него поручение, но это ему не удавалось, во-первых потому , что Христос был все время окружен народом, а во-вторых потому, что Лик Христа все время менялся. Иисус, увидев Ананию и зная, зачем тот пришел, подозвал его к Себе, взял полотенце (убрус), приложил его к Своему Лицу – и на полотенце отпечатался Лик Спасителя. Это полотенце Анания принес своему господину, и как только Авгарь приложил убрус к своим язвам, они тот час же исчезли. Так появилась первая икона- Нерукотворный Образ Христа, или Спас Нерукотворный.

Слово «икона» пришло на Русь из греческого языка. В переводе греческое «эйкон» означает «образ». Иконами называются  написанные по особым правилам изображения Бога, святых, событий Священной истории. Эти изображения непременно освящаются святой водой: через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона уже  почитается нами как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые  благодать Божия  проявляется даже чудесами.

Когда мы молимся перед образом Спасителя, Божией Матери или святого, мы должны твердо помнить, что икона – это не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение. Поэтому мы молимся не иконе, а первообразу – Богу или святому, который на ней изображен.

Из учебного пособия "Детский музыкальный катехизис", изд. храма св.вмч. Димитрия Солунского, г.Рузы

На следующем занятии происходит знакомство с понятием "иконостаса":

Разбирая внутреннее устройство храма, мы с вами сказали, что алтарь от средней части отделяется иконостасом. Иконостас заключает в себе большую религиозную идею. По первым словам летописи бытия, Бог "сотворил небо и землю" (Быт.1.1.) и это деление всего сотворенного надвое всегда признавалось основным. Алтарь есть небо, а храм - земля. Алтарь - олицетворяет собой мир невидимый, недоступный взору "незрячих духовно глаз". Разделяет и в тоже время соединяет эти два мира - иконостас. На нем помещены изображения апостолов, ангелов, пророков, отцов церкви, т.е. всех святых. Это "видимые свидетели мира невидимого". (Е.Трубецкой). Они указывают молящимся на тайны алтаря, открывают им вход в иной мир, в Царствие Небесное. Иконостас чисто русское изобретение. Его формирование шло постепенно. В домонгольское время были распространены невысокие алтарные преграды, по типу византийских темпланов. В XIV-XV в. иконостас имел уже три ряда. В XVI в. добавился четвертый, в XVII в - пятый. В конце XVII в. были предприняты попытки увеличить число ярусов до 6-7, но это были единичные случаи.

Каждому учащемуся выдается распечатка, изображающая макет иконостаса:

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ МАКЕТ, ФОРМАТ ADOBE ACROBAT READER (PDF), 31 КБ.



















Постепенно, ряд за рядом, наш макет будет заполняться иконами. На каждом занятии детям раздаются распечатки с репродукциями икон, о которых будет рассказывать учитель. Ученики вырезают иконы и аккуратно вклеивают их в соответствующее место макета. Таким образом детям легче понять и запомнить то, что им объясняет педагог.

Устройство иконостаса разбирается снизу вверх:

Первый, самый нижний чин - местный.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ МАКЕТ МЕСТНОГО ЧИНА ИКОНОСТАСА (PDF, 559 КБ)

Здесь обычно помещают местночтимые иконы, в каждом храме они свои. Но некоторые иконы местного ряда встречаются в каждом храме.

В центре местного чина располагаются Царские врата.  Они символизируют вход в Царство Божье. Царство Божье открыто нам через Благую весть. Поэтому на Царских вратах дважды изображается благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом, а также четыре евангелиста, благовествующие миру. Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где он изображен с книгой и благословляющим жестом. Слева - икона Богородицы (как правило, с младенцем на руках - в нашей разработке Казанская икона Божией Матери). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Господь сказал о себе: "Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня" (Ин.14.6).

Икона, следующая после Спасителя, изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван. Если вы вошли в незнакомый храм, достаточно посмотреть на вторую икону справа от Царских врат, чтобы определить в каком храме вы находитесь - в Никольском храме на этом месте будет образ св. Николая, в Троицком - икона святой Троицы, в Успенском - Успение Пресвятой Богородицы.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду иконостаса расположены также дьяконские двери. Они меньшего размера и ведут в боковые части алтаря - жертвенник, где совершается Проскомидия (приготовление Святых Даров - хлеба и вина, для причащения) и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией, и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображаются либо архангелы, символизирующее ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служению Господу.

Второй чин - праздничный.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ МАКЕТ ПРАЗДНИЧНОГО ЧИНА ИКОНОСТАСА (PDF, 809 КБ)

Здесь представлена земная жизнь Христа и Богоматери. Чин начинается с образа "Рождества Пресвятой Богородицы". С этого праздника начинается и церковный год. Далее следуют: "Введение Богородицы во храм", "Благовещение", "Рождество Христово", "Крещение/Богоявление", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Распятие", "Воскресение Христово/Сошествие во ад", "Вознесение Господа Иисуса Христа", "Пятидесятница/Сошествие Святого Духа на апостолов", "Успение Пресвятой Богородицы".

В нашей разработке изображается праздничный ряд иконостаса Благовещенского Собора Московского Кремля. (Заранее детям дается задание приготовить небольшие сообщения о праздниках, изображенных на иконах этого иконостаса).

Третий ряд - Деисусный.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ МАКЕТ ДЕИСУСНОГО ЧИНА ИКОНОСТАСА (PDF, 475 КБ)

Деисис - с греческого - моление. Это главная тема иконостаса. В центре расположена икона "Спас в Силах". Это образ Иисуса Христа во время Второго Пришествия в силе и славе. Он восседает на троне, как Судия, как Спаситель мира. Слева от Христа икона Богоматери. Она ходатайствует перед Ним за весь человеческий род. Справа - Пророк и Предтеча Иоанн Креститель, проповедовавший скорое пришествие Царства и покаяние перед первым пришествием Христа на Землю. Далее за Богородицей изображен Архангел Михаил, а за Иоанном Крестителем - Архангел Гавриил. Оба эти образа олицетворяют духовную брань - архистратиг Михаил, как предводитель небесного воинства, Предтеча, как покровитель подвижников и аскетов. Далее изображены апостолы, отцы Церкви, святители, преподобные.

 

Четвертого и пятого ряда в нашем макете нет, но информацию о них все же дадим:

Четвертый чин - пророческий. В него включены пророки Ветхого Завета, писания которых содержали указания на Пришествие Мессии. Обычно их изображают со свитками их пророчеств. Здесь помешают пророков Исаию, Даниила, Царей Давида и Соломона. В центре пророческого чина располагается икона Богоматери, как символ исполнения всех пророчеств. Центральная икона Богоматери обычно представлена в иконографическом варианте "Знамение".

Пятый чин - праотеческий. В нем представлены ветхозаветные праотцы, отцы веры - Авраам, Исаак, Ной, т.е. те, кто жил до Моисея, через которого Бог даровал избранному народу закон.

 

Завершает иконостас образ Голгофы  - крест с распятым на нем Спасителем и предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов.

Главная религиозная идея иконостаса - посредническая молитва, заступничество святых перед лицом Христа, Царя Небесного, вершащего суд над людьми. Воплощена в иконостасе и важная для православного христианства идея соборности - собрания всех святых, противостоящих злу. Вот почему на его иконах мы видим изображения апостолов, ангелов, пророков, отцов церкви и человечества.

 

В конце темы иконостас заполнен и выглядит примерно так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для этого макета учитель может приготовить свой набор икон, чтобы передать иконостас знакомого детям храма.


Примечание:

Некоторые иконы для оформления этой разработки взяты с сайта иконописной мастерской Екатерины Ильинской.

 

 
Великий Пост - первая седмица

Говорится в народе: «хорошее начало — половина дела». Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно.

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.