Агиасма - святая вода великого водоосвящения |
Беседы |
19 января Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иисус Христос, вступив в воды реки Иордана, освятил Своим Божеством все естество вод. И Евангелие свидетельствует о явлении миру Святой Троицы: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в реке Иордане от Пророка и Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Поэтому этот праздник называется Богоявлением. А в навечерие (накануне) и в самый день праздника в храмах совершается чин Великого водоосвящения. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же.
Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя: «Вот настал и этот с томительным нетерпением ожидаемый момент крестопогружения. Вся толпа дружно подхватывает пропетый духовенством тропарь праздника и, не дожидаясь троекратного погружения креста в воду, начинает быстро погружаться в священные струи, пить их пригоршнями и наполнять ими свои фляжки, бутыли, кувшинчики и прочее, захватывая из под ног своих со дна реки на память и ее камешки». Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. Поэтому и в Русской Православной Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения: в навечерие - в храмах, а на праздник - на реках, источниках и в колодцах - в так называемых иорданях, ибо и Христос крестился вне храма.
Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения от всяческой скверны. Крещенская святая вода — великая святыня (по-гречески - агиасма) для православного человека, она хранится круглый год и употребляется «ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе». У верующих людей есть благочестивый обычай — утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, который берут в храме в воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, можно помолиться дома и покропить святой водой свое жилище. У русских людей есть благочестивый обычай в праздник Крещения купаться в прорубях-иорданях, которые устраивают на реках или озерах. Однако такое купание не является обязательным правилом. Дело это благословенное, но не обязательное. Ведь все люди разные - кто-то может искупаться в ледяной воде зимой, а кто-то нет, кому-то это совсем не полезно — состояние здоровья такое, что не по силам. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением — слишком много на себя берет. Церковь не требует от человека подвига свыше его сил. Можно прийти домой и не ледяной крещенской водой, а просто прохладной водой из душа окатиться в ванной, поскольку благодатная сила одна. И зависит она не от температуры воды, не от ее количества и качества, а от веры человека. Многие люди считают, что в Крещение абсолютно вся вода – святая, даже из водопроводного крана. Так ли это на самом деле? Действительно, вода освящается везде, но набирать ее надо с верою и молитвой. А если мы сами сомневаемся, то не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне. |
Поминальные записки |
При входе в православный храм мы видим, как люди пишут и подают за свечной ящик какие-то записки. В этих записках - имена родных, близких, живых и уже умерших. Подавать записки с именами тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии, молебне, панихиде, – очень древняя традиция. В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
|
Пожертвование
Дорогие братья и сестры!
Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.