Пастыри о мере поста |
Беседы |
Великий пост приуготовляет человека к Празднику праздников – Пасхе. Пост – это время покаяния и молитвы, доброделания и милосердия. Пост – время воздержания от праздности и лени. А пост телесный должен помочь христианину обуздывать собственные страсти. Но как мирянину определить меру поста? Правильно ли поститься по монастырскому уставу? Игумен Павел (Полуков):– Пост – это не время самоистязания. У каждого человека должна быть своя мера поста. Она должна зависеть от состояния здоровья. Перед началом поста те люди, которые знают о своих проблемах со здоровьем, подходят к священникам и берут у них благословение, чтобы выдерживать пост в определенной мере. Например, допускается употребление молочных продуктов. Одним из достижений поста должно стать милосердие, в том числе с помощью ограничения себя в еде – ради того, чтобы на сэкономленные средства оказать нуждающемуся какую-либо помощь. Тогда сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя и милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное – приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с легкостью! Смысл телесного поста для мирянина должен состоять в аскезе, то есть в отказе от более приятного в пользу потребного. В случае с пищей речь идет об отказе от более вкусной пищи, которая приносит, если хотите, большее гастрономическое удовлетворение, в пользу более простой. Соблюдение мирянином поста по монастырскому уставу представляется весьма сложным и даже невозможным хотя бы в силу того, что жизнь современного человека, ее ритм разительно отличаются от размеренной жизни монастырей. В монастырях не едят мяса, поэтому пост там само собой подразумевает более строгое ограничение в пище; для мирян же невкушение мяса уже является ограничением. Конечно, любой мирянин при желании может придерживаться монастырского устава, если находит в себе силы, в том числе телесные, для соблюдения такого поста, при этом не забывая, что воздержание в пище не цель, а средство. Иеромонах Лавр (Архипов):– Выполнение устава для каждого человека индивидуально, исходя из его жизненных обстоятельств, здоровья и т.д. Мы берем некий идеал. А кто наш идеал? Идеал наш – Господь. Сказано в Священном Писании: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48). Но можем мы достигнуть этой точки? Не можем! Потому что Господь есть Абсолют. У нас есть вектор, мы в этом векторе будем развиваться в вечности, постоянно. Мы знаем, к чему стремиться и как стремиться. Кто-то в одной степени может выполнять, кто-то – в другой. Все индивидуально. Иерей Сергий Крюков:– Великим постом у многих появляется вопрос относительно меры постового воздержания. Нужно ли и правильно ли придерживаться монастырского устава? Говоря о монастырском уставе, мы подразумеваем единый церковный устав, основанный на Типиконе. В богослужениях мы руководствуемся именно его уставными указаниями. Поэтому, как мне видится, и для мер постового воздержания каждый христианин должен взять за основу положения Типикона. Кому-то может показаться, что такое воздержание слишком сурово, но ведь и Заповеди Христовы, когда мы пытаемся их выполнять, кажутся нам непосильными. Однако Спаситель говорил: Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11: 30). И всю свою жизнь мы должны стремиться к исполнению этих заповедей, как бы трудно ни приходилось. Но как молодой спортсмен, только приступив к тренировкам, не может сразу взять олимпийских вершин, но упорно идет к достижению цели, зачастую годами, так и постящийся не всегда готов сразу прийти к вершинам воздержания, которых достигали святые великие угодники Божии, но должен постепенно возрастать в подражании им. Начиная с малого, идти к великому. Тем, кто не может поститься в полной мере, не стоит отчаиваться, но воспринимать собственную немощь со смирением. Ведь именно смирение и осознание собственной беспомощности должны стать результатом любого поста. Тому, кто имеет силы провести пост, как предписывает устав, гораздо легче стать тем фарисеем, о котором говорит Евангелие в Неделю о мытаре и фарисее. А тому, кто по немощи «не дотянул» и не осилил новую ступеньку, легче по примеру мытаря воскликнуть: Боже, милостив буди мне, грешному (Лк. 18: 13). Тем, кто не может поститься в полной мере, не стоит отчаиваться, но воспринимать собственную немощь со смирением И наконец, надо всегда помнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Пост для человека, а не человек для поста». Пост должен делать нас не больными, а здоровыми душевно и телесно. Мы должны оседлать пост, как коня, и ехать на нем в Царствие Небесное! Пусть же Типикон с его строгим монастырским уставом будет для нас идеалом, который мы не будем отвергать, но станем стремиться к нему всеми силами. И укрепившись молитвой и постом, станем истинными воинами Христовыми! Иерей Андрей Барабаш, настоятель Успенского храма п. Медвенка (Курская область):– Пост – это средство к достижению духовных успехов, которые заключаются в борьбе со страстями. Как раз благодаря посту страсти ослабевают и человеку легче их побороть. Пост – это ограничение не только в пище, но и во вредных привычках. Цель поста – искоренить эти вредные привычки. Например, если человек сквернословил – перестать это делать; осуждал – перестать осуждать; курил – попытаться бросить эту пагубную привычку. Во время поста мы должны стать лучше, стяжать добродетели, такие как милосердие – больше делать добрых дел, – любовь. Должны перестать раздражаться и завидовать, должны за всё благодарить Бога. Что касается меры поста, то Церковь нам его определила в воздержании от мясной и молочной пищи. Меру строгости поста каждый должен для себя определять исходя из своих как физических, так и духовных сил, лучше всего советоваться со своим приходским священником, который подскажет и направит вас. В этом вопросе надо руководствоваться рассуждением, ведь все люди разные, у каждого своя степень духовности. Это как с детьми: когда ребенок рождается, ему сначала дают мягкую пищу, а когда он уже окрепнет, он переходит на пищу твердую. Так и в жизни духовной: кто-то еще младенец, и «твердую пищу» в виде соблюдения всей строгости поста ему еще рано, а кто-то уже и возмужал и готов к сухоядению. Каждый должен действовать из меры своего духовного состояния, полнота которого приходит со временем. Каждый должен действовать из меры своего духовного состояния, полнота которого приходит со временем. Иерей Андрей Якушев, настоятель Ильинской церкви
|
Колокола и колокольный звон |
Колокольный звон стал одним из характернейших элементов русского православного богослужения. Со времен Древней Руси судьбоносные события в истории нашего Отечества, нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот звук был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра.
|
Пожертвование
Дорогие братья и сестры!
Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.