О том, что такое повседневные и богослужебные одежды священнослужителей, как они выглядят, каково их символическое значение...
Повседневные одежды
Повседневные одеяния служителей Церкви, свидетельствующие об их сане и звании, когда-то произошли от одежд, употреблявшихся в миру. Уже в древние времена они приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви как о Царстве не от мира сего.
Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник ― нижнее одеяние – и ряса ― верхнее одеяние.
Подрясник представляет собой длинное, до пят, с застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Подрясники бывают двух видов: ушитое в талии одеяние, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части и запахом, застегивающимся на талии сбоку; либо однорядка ― ушитая в талии или прямая одежда, разрезная по центру от шеи до груди или донизу, имеющая от ворота до нижнего края по центру ряд пуговиц. Подрясник монашествующих должен быть черного цвета (отсюда древнее именование монахов чернецами), подрясник белого духовенства также может быть черным или светлых цветов для лета.
Ряса ― одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Рясы также имеют два основных покроя. Первый ― в точности соответствует покрою подрясников первого вида и отличается только длинным, расширенным книзу рукавом. Второй вид рясы: прямая, разрезная посередине, застегивающаяся только на вороте (иногда еще на груди). При этом рукава прямые, то есть одинаково широкие от основания до конца. Это ряса греческого образца. Рясы бывают преимущественно черного цвета.
Повседневные одеяния духовенства являются обязательной основой и богослужебных облачений (риз). Общее символическое значение подрясника и рясы ― свидетельство отрешенности от мирской суеты, символ духовного покоя. Свободная длинная одежда с широкими рукавами ― восточного происхождения ― была распространена и в иудейской среде времен земной жизни Спасителя, Который Сам носил такую одежду, о чем свидетельствуют предание и иконография. Поэтому подрясник и ряса считаются одеянием Господа Иисуса Христа, образ Которого являют священнослужители.
Особым знаком отличия священника от прочих духовных лиц является наперсный крест (от слав. «перси» ― грудь), который бывает трех видов: восьмиконечный из белого металла (до революции серебра), который дается при посвящении каждому иерею, четвероконечный из желтого металла (до революции был позолоченный), а также крест с украшениями. Два последних являются наградными.
Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему.
Богослужебные одежды (ризы)
Господь наш Иисус Христос в притче о званных на царский пир, которая образно повествует о Царстве Божием, говорит о недопустимости входить в него не в брачной одежде (Мф. 22, 11-14).
По толкованию Церкви, брак, о котором здесь говорится, является таинственным браком Сына Божия (Агнца) с Его возлюбленной невестой ― Церковью (Откр. 19, 7-8). Таким образом, общее символическое значение церковных богослужебных облачений ― это выражение в видимых вещественных одеждах духовных одежд праведности и чистоты, в которые должны быть облечены души верующих людей для участия в вечной радости сочетавания Христа с Церковью избранных Своих.
Самым древним по времени происхождения и общим одеянием для священника и диакона является стихарь, или подризник. У диаконов стихарь ― верхнее богослужебное одеяние. У священников ― нижнее одеяние, поверх которого надеваются прочие ризы, поэтому именуется особо ― подризник.
Стихарь, как и подризник, представляет собой одежду до пят в виде рубахи, расширяющейся книзу, с вырезом для головы, без ворота. На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиты полосы из цветной материи или парчи. Эти полосы знаменуют собой, по толкованию отцов Церкви, узы, которыми был связан Господь Иисус Христос, ведомый на суд, кровавые язвы, нанесенные Христу во время пыток, и ярем, или иго Христово, которое несут на себе служители Его. Знамение креста на спине символизирует собой Крест, который Господь нес на спине Своей на Голгофу, и свидетельствует, что облеченный в стихарь есть служитель Христов.
Все эти полосы, помимо знамения страданий Господа Иисуса Христа, означают также Божественную силу и благодать, даваемую Христом Своим служителям, ибо сила Церкви от страданий Его. От подмышек до пояса и ниже с обеих сторон стихаря делаются разрезы в знамение прободенных ребер Спасителя. Белый цвет стихаря-подризника соответствует небесным одеждам людей и Ангелов, а также белым ризам Христа в Преображении.
Подризник священников делается с узкими рукавами, так как на них должны надеваться поручи. Рукава подризника на концах имеют разрезы, к одной из сторон которых пришивается шнурок, плотно стягивающий рукава подризника у запястья. Эти шнурки знаменуют собой путы, связывавшие руки Спасителя, ведомого на суд. На спине подризника нашивается крест, а на подоле полоса, как и на стихаре, с тем же символическим значением. С боков подризника имеются такие же разрезы, как на стихаре. Подризник надевается только при служении Литургии и в некоторых особых случаях.
На левом плече поверх стихаря диаконы имеют орарь ― длинную полосу из парчовой или другой цветной материи, нисходящую с передней и спинной частей почти до пола. Орарь укрепляется петлей на пуговице так, что его концы свободно свисают вниз. Слово «орарь» происходит от греч. глагола «оро», что значит – смотрю, стерегу, наблюдаю. Второе значение ― полотенце, лентион (от лат. «orarium») или ― молиться (от лат. глагола «oro»). Итак, орарь соединяет в себе следующие духовные значения: Ангельские крылья ― готовность к исполнению воли Божией, силу и крепость, отсутствие греховных влечений; благое бремя служения Христу и крестную ношу; Божию благодать священного сана; Ветхий и Новый Заветы (два конца, свисающие с плеча), их нераздельность во Христе; двойственный характер служения диакона ― Богу и людям.
На рукава подрясника диаконы всегда, а священники при полном облачении, надевают поручи, или нарукавники. Поручь представляет собой слегка выгнутую полосу плотной материи с изображением креста в середине, обшитую по краям лентой иного оттенка. Охватывая руку в запястье, поручь соединяется с внутренней стороны руки с помощью шнура, продеваемого в металлические петли и обматывающегося вокруг руки так, что поручь плотно стягивает рукав подризника или подрясника.
Поручи надеваются на оба рукава и знаменуют собой Божию силу, крепость и мудрость, даваемые священнослужителям для совершения Божественных таинств. Знамением креста поручи означают, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь совершает Таинства. Итак, стихарь, орарь и поручи ― облачение диакона, другие же богослужебные ризы относятся к одеяниям иерейского чина. Облачение иерея
В древности, посвящая диакона в сан священника, архиерей огибал его шею диаконским орарем (в настоящее время сразу возлагает на него готовую епитрахиль), так что оба его конца равномерно спускались по груди вниз и при этом соединялись один с другим. Получалась епитрахиль, которая означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобретает двойную, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви и всего дела священства. Также епитрахиль означает благое иго священства как крестной ноши, которую духовно несет священник, подражая Христу, несшему Свой Крест на Голгофу за спасение рода человеческого.
В настоящее время епитрахиль шьется таким образом, что представляет собой спереди две отдельные полосы, соединенные лишь в нескольких местах, где помещены условные пуговицы, так как петель нет. Диаконский орарь имеет на себе, как правило, семь нашитых крестов в ознаменование того, что диакон есть служитель всех семи Таинств Церкви. Священник совершает шесть Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Елеосвящение. Таинство Священства имеет право совершать только епископ. Поэтому на епитрахили священника нашивается шесть крестов.
За исключением некоторых богослужений и треб, когда священник может быть облачен в одну только епитрахиль, он всегда надевает фелонь ― верхнее богослужебное одеяние. Вмещая в себя множество высоких духовных понятий, фелонь общим своим обликом преимущественно означает сияние Божественной славы и крепости Божественного света, облекающих священнослужителей, одеяние праведности и духовной радости. Поэтому в молитве при надевании фелони читается: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возрадуются…» (Пс. 131, 9).
Пояс, надеваемый поверх подризника и епитрахили, представляет собой не очень широкую полосу материи с отделкой в виде полос иного цвета или оттенка по краям, в середине имеет нашитое знамение креста. С двух концов пояса имеются ленты, которыми он связывается сзади, на пояснице. С древнейших времен и поныне плотно стянутый пояс, как предмет одеяния тружеников и воинов, употреблялся для придания телу крепости и силы. Отсюда и символический смысл силы, крепости, власти или готовности к служению.
Набедренник представляет собой продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте. Он носится на правом боку. Это первая по очереди награда священника за ревностное служение Церкви. Символически прямоугольная форма набедренника означает Четвероевангелие, что вполне согласуется и с понятием его как меча духовного ― Слова Божия.
Набедренник в виде прямоугольного плата ― русское явление. В Греческой Церкви таких набедренников не было; в древности и теперь там употребляется палица ― равносторонний ромбовидный плат, укрепленный на ленте одним острым углом. Она означает духовно то же самое, что и набедренник, и оформляется так же, но имеет еще и значение того края полотенца, которым Господь отирал ноги ученикам на Тайной вечери.
Поэтому в Греческой Церкви палица издревле была принадлежностью только архиереев, как являющих собой образ Христа ― Небесного Архиерея. В Русской Церкви с 16 в. она стала наградой (шестой по счету) протоиреев. Палица носится на правом боку, а набедренник, в таком случае, ― на левом. Таким образом, палица гораздо древнее набедренника.
Итак, в совокупность полного богослужебного облачения священника входят шесть одеяний, в соответствии с шестью Таинствами: подризник, епитрахиль, поручи, пояс, набедренник и фелонь. Поскольку палица в сущности то же, что и набедренник, она не входит в счет.
Некоторые священники носят при богослужении камилавку ― головной убор цилиндрической формы, слегка расширенный кверху, на твердой основе, обтянутый бархатом. Такая камилавка является второй по очереди после набедренника наградой священников.
|