Проповедь в неделю святых праотец - о званных на пир |
Слово пастыря |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангелие повествует нам о притче, которую Господь рассказал Своим ученикам, объясняя им, что есть Царствие Небесное – это пир, который господин приготовил для званных. Но когда пришло время праздника, то оказалось, что многие из приглашенных отказались от участия в нем по причине каких-то своих житейских дел. Кто-то купил село, кто-то купил волов, кто-то женился, и все отказали господину от участия в этом пире. Тогда господин приказал своим слугам идти по улицам города и привести нищих и увечных. Когда слуги исполнили приказ господина, то оказалось, что еще есть место. Вновь, господин наказывает: «Ступайте по дорогам, и убедите встречных, чтобы наполнился дом мой». И в заключение говорит этот господин, что много званных, но мало оказалось избранных. Святые праотцы возглавляют число званных - это ветхозаветные праведники-патриархи, начиная от Адама и Евы до времени рождения Спасителя. Мы знаем, что человек был сотворен безгрешным. И находясь в состоянии ангельской чистоты, человек пребывал в раю, в общении с Богом. Но диавол-искуситель соблазнил человека и увлек его в грех. И Господь, видя, что человек нарушил его заповедь, обращается к Адаму: «Адам, где ты?» Ибо Адам устыдился и стал прятаться от Господа. Но разве можно спрятаться от Бога? И, вместо признания и раскаяния он отвечает Богу: «Женя моя дала мне плод, который ты не разрешал вкушать». Вся беда не в том, что человек согрешил, но беда оказалась в том, что человек не раскаялся в своих грехах. Адам и Ева стали сваливать вину друг на друга. И, не увидев в них покаяния, Бог изгнал человека из рая, но оставил надежду - «семя жены сотрет голову змия». Это связано с тем, что диавол в образе змея искусил человека, и человек должен попрать этого змея. В дальнейшем — говорит Библия — Адам поселился к востоку от Эдема. Адам желал возвратить общение с Богом, но дверь рая была затворена, и человек вынужден был жить самостоятельно. Священное Писание повествует, что у Адама и Евы родились дети — Каин и Авель. Каин в переводе с еврейского означает «надежда на Бога», памятуя об обещании Бога. Но шли годы, прощение не приходило, и у них родился второй сын, Авель, что означает «мечты, плач». Несбыточные мечты, ибо Адам и Ева уже понимают, что так просто прощения не получат, нужно заслужить его у Господа своей жизнью. В именах этих двух детей отразились родительские надежды и чаяния. Мы знаем, что грех, который уже изменил человеческую природу, начал действовать своим ядом. Неискренняя жертва Каина была отвергнута. Зависть и злоба подвигли его на братоубийство - за что и был проклят он и весь его род. Каин бежал. Он теперь боялся всякого человека, ибо Бог сказал, что за кровь Авеля прольется и его кровь. Поэтому, спасаясь от мести, от Божией кары, Каин и его потомки стали строить города, чтобы укрыться от гнева Божия и защитить себя от смерти. А Авель жил праведной жизнью, он был пастухом, и вся земля была для него родным домом. После этого человечество разделилось: одни поселились в укрепленных городах, другие продолжали жить среди природы. Потомки Каина увлеклись материальными благами, поэтому им принадлежат всякие изобретения: искусства, технические достижения. Это естественно: им надо было защищаться, поэтому было изобретено оружие. Были изобретены развлечения, которые необходимы были людям, чтобы как-то занимать свое время. У Адама и Евы после родился еще сын, Сиф, и его потомки старались жить праведно, они призывали имя Бог и думали о том времени, когда они вновь соединяться с Богом. Мы видим, что праотцы — это те люди, которые старались привить заповеданную чистоту своему роду. Патриархи жили много лет, Адам жил 930 лет, и другие патриархи тоже столь же долго. Вера должна была передаваться от людей, которые непосредственно помнили о тех временах, когда люди еще общались с Богом. Но уберечь род от соблазнов оказалось не так-то просто. Во времена Ноя — как говорит Библия — люди дошли до непотребного состояния. Господь призвал Ноя строить корабль за 120 лет до потопа, и многие могли видеть, как этот корабль строится. Кто-то смеялся, кто-то проявлял любопытство... Ной говорил людям, о том, что скоро будет потоп и что необходимо изменить свою жизнь, перестать веселиться и ублажать себя. Некоторые прислушивались к его словам и вроде бы старались исправить свою жизнь - но проходил год, два, пятьдесят лет, и все шло по-прежнему. Когда пришел потоп, только семья Ноя осталась верна Богу. Тогда Бог сказал Ною: «Когда начнется потоп, войди в корабль, возьми с собой своих детей и их семьи». И вот, всего восемь человек — Ной с семьей, и с ними животные, как мы знаем из Библии, вошли в корабль, свершилось то, о чем возвещал Господь. Все человечество и все живое было стерто с лица земли. Мы видим, что приглашенных было много, а избранных оказалось только восемь. Сегодня мы с вами имеем преимущество, мы — в числе избранных. Если древние, ветхозаветные люди были приглашены в Царство Небесное, но должны были засвидетельствовать своей жизнью веру в Бога, то сегодня мы уже имеем залог этого спасения. Это — наше с вами святое Крещение. Мы уже избраны, но избраны — не значит спасены и попали в Царство Небесное. Нам тоже дан выбор, свободный выбор — что мы выберем? Жизнь распутную, или все-таки духовно трезвую? Ту жизнь, которая отвечает закону Божиему. Ибо сказано: «Ничто скверное и нечистое не войдет в Царство Божие». Сегодня наша Церковь — это Ковчег Спасения. Найдем же в себе силы, чтобы возродить в себе веру, которая дает нам возможность войти в него в числе избранных, когда настанет Судный День, поэтому сегодня Церковь напоминает нам о тех временах. То, что Господь говорил Своим ученикам сокровенно, сегодня нам открыто, сегодня мы все знаем. Но сможем ли мы сознательно сделать этот выбор, зависит уже от нас с вами. Его Церковь и наша спасительная христианская вера — это тот корабль, который хранит нас в жизненном море от волн возмущений и соблазнов. Поэтому сегодня от нас зависит ответить согласием на приглашение Господа и потрудиться прибыть на «званный пир». Спаси Господи всех вас. |
Крестное знамение |
Знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня является не только древнейшим, но и одним из важнейших христианских символов. Его совершение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Много веков назад Иоанн Златоуст увещевал нас задумываться над этим следующими словами: «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, - писал он. – Вы должны делать это с верой».
|
Пожертвование
Дорогие братья и сестры!
Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.