Проповедь в неделю о мытаре и фарисее |
Слово пастыря |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Евангелие повествует нам о людях, пришедших в храм помолиться. Одного из них Евангелие называет фарисеем, другого же мытарем. Фарисеи — это люди, которые строго следует закону Моисея, стараются буквально его исполнять, изучают Священное Писание. Их можно назвать монахами, починившими свою жизнь тщательному соблюдению обрядовой стороне религиозной жизни иудеев. А мытари — это люди, которые занимается сбором податей. Конечно, сборщик податей живет тем лучше, чем больше денег он соберет сверх установленного налога. И вот, эти два человека вошли в храм. Один из них молится, говоря: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой как все — хищники, прелюбодеи, и не такой, как этот мытарь». И молится мытарь, как говорится в притче, не смея и глаз поднять на небо: «Боже, милостив буди мне грешному». И сказано в конце притчи о том, что этот человек вышел из храма более оправданным, нежели тот. Эта притча учит нас смирению, правильному состоянию в молитве. И духовное состояние мытаря-грешника оказалось правильным, чем фарисея – человека праведного. В молитве мытаря мы слышим истинное смирение. Они считает себя недостойным даже обратиться к Богу. И это состояние его души оказалось настолько правильным, что Господь принимает его покаяние, но не принимает молитвы фарисея. Святые отцы предупреждают нас - молитва наша не должна быть такой, как молитва фарисея, который, говоря о своих заслугах, просит у Бога воздаяния. «Я выполняю все Твои законы, дай и мне, Боже, того, что я прошу у Тебя». Пусть наша молитва будет, как молитва того мытаря, который, не смея даже просить что-либо у Бога, просит только милости, снисхождения к своим грехам. Это состояние святые отцы называют духовно правильным, и предупреждают, чтобы мы остерегались молитвы фарисея. В созвучии с сегодняшним евангельским чтением Церковь прославляет память преподобного Макария Великого. Этот святой жил в IIIвеке, в Египте. Уже в молодости он проявил пример такой добродетели, что многие люди искали общения с ним. Своим советом он помогал многим. Ему в жизни пришлось перенести много испытаний. Однажды его оклеветала девушка, которая оказалась в положении, и указала на Макария. Тогда люди с позором провели его по всей деревне, обвешав его горшками, и каждый человек, мимо которого его проводили, обязан был ударить по этим горшкам. Но Макарий и слова не произнес в свое оправдание, и даже стал больше работать, чтобы обеспечить эту девушку и ее ребенка. К тому времени ему было уже 30 лет. Когда односельчане узнали о том, что Макарий невиновен, то многие бросились к нему, чтобы принести извинения. Но не нужны были ему извинения, не нужна была людская слава. И вот, он удалился из деревни в пустынные места, где за свое смирение приобрел от Господа очень многие добродетели и благодатные дары. Даже бесы не могли причинить ему никакого вреда. Как говорится в житии св. Макария, однажды к нему пришел лукавый и сказал: «Ты строго постишься, Макарий, но я вовсе не ем. Ты многие ночи проводишь в молитве — но я никогда не сплю. Лишь в одном я не могу соперничать с тобой — в смирении». Преподобный Макарий, будучи наделен от Бога даром различения духов, говорит о том, что нечистые духи делятся на две группы. Есть бесы, которые возбуждают в людях низменные страсти, ввергая их в гнев, раздражение, зависть и злобу. Есть и другие, более опасные, которые ввергают человека в богоотступничество и ереси. Но правильная жизнь может уберечь от искушений, в которые в своей жизни впадает каждый человек. К св. Макарию приходили многие люди за советом, как наладить духовную жизнь. Одного из приходивших к нему св. Макарий послал на кладбище и велел ругать тех, кто там лежит, а на следующий день — хвалить их. И когда этот человек вернулся к Макарию, тот спросил: «Что ты слыщал?» Человек отвечал: «Ничего не слышал, они же мертвецы». «Так вот и ты будь как мертвец, - сказал св. Макарий. - Когда тебя хвалят, не принимай похвалу в сердце, и когда ругают, также не принимай это в сердце. Не злись, не обвиняй, не оправдывайся. И все, что ты сделал доброго, не считай своей заслугой». Мы видим пример христианского подвижника, который и сегодня является для нас примером жизни духовной, жизни богоугодной. Сегодня мы с вами стоим перед выбором: увлечься ли миром, или все-таки обратить внимание на состояние своей души и стремиться угодить Богу своей жизнью. Поэтому Церковь сегодня настраивает нас именно на правильное духовное состояние, рассказывая о том, какая молитва является угодной Богу. Чего в молитве нам следует остерегаться? Самомнения фарисея. К чему в молитве мы должны стремиться? К тому, чтобы считать себя недостойными даже обратиться к Богу, и со смирением обращаться к Нему с просьбой о помиловании и милости к нам, грешным людям. Аминь. Спаси Господи всех вас.
|
Иконы в нашем доме |
Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для Богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.
|
Пожертвование
Дорогие братья и сестры!
Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.