Главная История родного края Летопись села Яковлевского
hram93.jpg

Катехизация

Летопись села Яковлевского
История родного края

История села Яковлевское насчитывает уже более 5 столетий. Шли века, и на берегах реки Костромы сменилось не одно поколение. Народная память и архивные материалы донесли до нас разрозненные, порой противоречивые материалы о событиях прошлого.

 

Село Яковлевское появилось в XIV веке на берегу реки Костромы, в 6-7 верстах от города. Первым поселенцем был, как гласит предание, рыбак Яков со своей семьей. Основным его занятием было рыболовство, т.к. помимо реки Костромы, в окрестностях села были озера Волоцкое, Сорожье, Борисово, и речки Рыстань и Муса (существуют и в настоящее время). Поселение быстро стало расти. Заливные луга и пастбища давали возможность поселянам заниматься разведением крупного рогатого скота и овец. В честь первого поселенца Якова, жители поселение назвали сельцо Яковлевское, а прозвище Якову было присвоено Перевощиков, т.к. он занимался перевозом людей, поселившихся за рекой. (Эта фамилия и поныне существует в селе.) У других поселенцев были фамилии Ершовы, Сомовы, Крошкины, Игумновы, Корытовы, Паковы, Напарьины и др.

Следует заметить, что местность, в которой расположено село Яковлевское, в старину носило название Мерский стан - по имени финно-угорского племени меря, древних обитателей тех мест. Согласно ревизской сказке церковных причтов 1764г., северо-восточная граница Иерского стана проходила по р. Костроме от с. Мисково до устья, южная - по Волге, от устья р. Костромы вверх на 20 - 25 км, третья, западная граница, замыкающая треугольную по форме площадь Мерского стана, проходила за с. Саметью, у оз. Великое Самецкое.

Местность эта, изобилующая озерами и протоками, - называемая нередко Костромской низменностью, является весьма своеобразной. Почти вся территория Мерского стана заливалась в половодье водами Волги и Костромы, так что поселения, расположенные на песчаных всхолмлениях, оказывались на изолированных островах. Дер. Вежи, известная благодаря некрасовскому деду Мазаю, была расположена в пределах этой низменности, в северной части Мерского стана. Вплоть до недавнего времени население низменности занималось главным образом скотоводством, чему способствовало обилие богатых заливных лугов. Большую роль в хозяйстве играла рыбная ловля. Хлеб сеяли в небольшом количестве - для него не было подходящей земли. В настоящее время значительная часть Костромской низменности затоплена волжскими водами, поднятыми плотиной Горьковской гидроэлектростанции.

Территория костромского Мерского стана изобилует нерусской топонимикой и гидронимией: крупнейшими селами являются здесь Шунга и Саметь, рядом с ними находится дер. Тепра, имеется оз. Мерское, рр. Воржа, Касть, Соть и др. Следует также указать, что помещичьего землевладения в этой местности очень долго не было. Территория Мерского стана и его население в XVI-XVIIвв. принадлежали по частям костромским Ипатьевскому и Богоявленскому монастырям и Чудову монастырю в Москве.

 

Сотницы, грамоты и записи (кон. XV века) содержат следующие сведения о Яковлевском:

В костромском уезде в Мерском стану земли монастырские Ипатьевского монастыря с. Яковлевское, а в нем двор монастырский, а крестьянских дворов 10, да 4 двора пустых. Того же села на реке Костроме – на охотничьих пожнях сена косят 1000 копён.
Того села деревни: Смыслово 1 двор, Солощово пуста, Панкратово, а в ней 1 двор, Колебино 4 двора, Боровиково 2 двора, Осево 3 двора, Кутавино 1 двор, Ямница 2 двора, Оганино 3 двора, Заглодово 6 дворов, Починок Ковылкин 1 двор
(Примечание: из выше перечисленных деревень в настоящее время есть деревня Колебино и деревня Оганино.)
У того же села и деревень лесу поверстного, пашенного и непашенного в длину на 2 версты, а поперек на версту. Того же села Яковлевского, и деревни Заглодово и деревни Аганино и деревни Ямницы Ипатского же монастыря отхожие пожни по реке Костроме и в Жарках, и у Борисова озера, и у Волоского озера и по реке по Рыстани, сена на них ставится 15000 копён. А межа тем пожням за городскими людьми…
Да у того села и деревень озерко Борисово, да озерко Волоское, а ловят рыбу их на Ипатьевский монастырь на игумена з братиею. Да речка Борисовка, да на ней, на той же речке езъ (переезд), да речка Муса, а на Мусе езъ, да речка Рыстань и тии же три речки Ипатского монастыря, а рыбная ловля с Михайловскими детьми Турова по половинам.


 

Эта запись говорит о том, что село и деревни были расположены не только по обеим берегам реки Костромы, но и по рекам Рыстань, Борисовка, Муса. Большие трудности жители вышеперечисленных деревень переживали в половодье (весенний разлив рек). Впоследствии люди стали переселяться на эту сторону реки. Не стало деревень Смыслово, Солощово, Панкратово, Осево, Ямница, Заглодово. Появились деревни: Захарово, Рыжково, Малый Борок, Большой Борок, Курочино (они существуют и поныне). В них проживают прихожане православной Яковлевской церкви и старообрядческой Стрельниковской церкви.

1570-й год.
Боярин Михаил Федорович Сабуров постригся в Ипатьевском монастыре и подарил ему богатый вклад – село Яковлевское Малое с деревнями, двор в Шунге и два озерка.
(Примечание: в дар монастырю отошло также село Яковлевское Большое - ныне г. Привожск Ивановоской области).

1627 – 1629 гг.
В переписных книгах Костромского уезда 1630 г. упоминается «Старинная вотчина» сельцо Яковлевское с двором монастырским.

1629 – 1630 гг.
В межевой книге Ипатьевского монастыря указано село Яковлевское с деревней.

1747 – 1748 гг.
По данным II ревизии село Яковлевское является вотчиной Ипатьевского монастыря.

1768 г.
На средства крестьян в селе Малое Яковлевское построена каменная Ильинская церковь.

1776 г.
Расширена пристройка к теплому придельному храму – на средства прихожан.

1833 г.
Церковь была обнесена оградой. Престолов два: В холодной – во имя св. пророка Илии, в теплой – во имя св.апостола Иакова,брата Господня. Особо местночтимая икона Казанской Божией Матери.

1874 г.
В селе было открыто начальное мужское училище. Попечителем состоял крестьянин И. К. Паков, законоучителем священник Иоанн Померанцев. С 1909 г. учительницы Л. К. Островская и А. К. Измайлова.

1900 г.
В начале 900-х годов в с. Яковлевское работал кирпичный завод крестьянина А. Н. Зубова. С этого же времени до 1918 г. работал крахмало-терочивый завод И. Г. Мазихина.

1907 г.
Произведена перепись населенных мест Костромской губернии в т. ч. Яковлевских деревень.


Деревня                  Дворов                    Душ                         Промысел
Яковлевское                 65                           402                     фабрично-заводской
Оганино                       46                           323                    лесной
Колебино                     44                           217                    штукатурный, фабричный
Захарово                      27                            82                     штукатурный, известковый
Большой Борок             19                           117                    штукатурный
Малый Борок                30                           164                    штукатурный, фабричный
Курочино                     28                            96                    торговля рыбой
Рыжково                      29                           118                   ткацкий


1908 г.
При церкви было открыто общество трезвости.

1913 г.
На берегу р. Костромы началось строительство кирпичной мельницы. Руководило строительством правление в составе: Боронин П. П. (д. Захарово), Шаваркин А. И. (д. Колебино), Шаров А. П. ( Б. Борок) и др. Мельницу строили местное население. Крестьяне возили кирпич с Марковского завода. С 1915 года строительство продолжили пленные австрийцы (австриец Антон Осипович Магерин завел семью). Техобслуживание стройкой обслуживали инженеры из города.

1914 г.
По инициативе жителя д. Колебино активного общественника на ниве просвещения и культуры Пименова Григория Фомича, жители Яковлевско-Колебинского общества построили деревянную одноэтажную земскую школу 1-й ступени. В одной из 3-х классных комнат, была построена разборная сцена. Попечителем был крестьянин с. Яковлевское Паков Иван.

1917 г.
Открытие мельницы.

1918 г.
Начали организовываться сельскохозяйственные общества-кооперативы: Яковлевско-Колебинское товарищество картофельно-молочного направления, Аганинское общество потребителей.

1920 г.
На сцене Яковлевской школы начались представления спектаклей, художественной гимнастики, концерты. Инициаторами и руководителями были:

Представления (спектакли) – Павел Евгеньевич Паков,
Концерты – Николай Васильевич Половинкин,
Оркестр народных инструментов – Павел Дмитриевич Корытов,
Спорт – Николай Дмитриевич Паков.

Яковлевские артисты в 12924 году выступали в Костромском драмтеатре с постановкой «Иоанн Грозный».

1922 г.
По решения Шунгенского волостного совета на иждивение Яковлевских деревень было принято 11 чел. детей голодающего Поволжья (из Саратова). Так, по распоряжению деревенского Совета во главе со старостой дети Поволжья жили в каждом доме-семье по неделе. Обували и одевали их обществом.

1923 г.
На берегу реки Костромы, около с. Яковлевское, была открыта 1-я сельская электростанция в России. Строил её народ. Крестьяне на лошадях возили из города кирпич, стройматериалы, оборудование, по реке сплавляли лес.

1924 г.
В конце 1923 года в селе началось переконструирование бывшей чайной Федорова Павла Семеновича под народный дом (клуб). Переоборудованием в основном занималась молодежь. В 1924 г. в нородном доме начались культурные мероприятия: спектакли, даже диспуты, концерты. На сцене выступали Яковлевский хор (церковный) под руководством Николая Васильевича Половинкина в сопровождении оркестра народных инструментов под руководством Павла Дмитриевича Корытова.

1930 г.
В Яковлевском была открыта и работала школа кройки и шитья. Заведовал и организовал школу Дмитрий Павлович Боронин, мастером работала Железова Евгения.

1932 г.
С колокольни Яковлевского храма были сняты 5 колоколов, в т. ч. большой колокол.

1933-34 г.
Началось раскулачивание и организация колхозов во всех деревнях.

1935 г.
Репрессированы, как «враги народа»:
Романовы Тим. Тим. и Степанида Степановна из д. Колебино,
Корытов Павел Дмитриевич – с. Яковлевское.

1939-1940 г.
Репрессированы, как «враги народа» колхозники из д. Аганино:
Терентьев Александр Александрович,
Исаков Лавер Дмитриевич,
Холевин Дмитрий Иванович.

1941 г.
Из Яковлевских деревень ушли сражаться за Родину 303 чел., не вернулись с поля сражения 181 чел., возвратилось 122 чел., из них на 1/1/94 г. умерло 99 чел., в живых осталось 23 чел.

1942 г.
В деревни Яковлевского с/ сов. Прибыло 67 семей эвакуированных в т.ч. Партизанских семей 8.

1945 г.
Остановилась служба в храме. Причина закрытия до сих пор неизвестна.

1952 г.
Из храма, неизвестно по чьему указанию, вывезены в Шунгенскую церковь все иконы, вся утварь, ризы, книги и т.д. Священником в Шунге в то время был о. Василий, который верующим сказал, что со временем это всё возвратится (список увезенного имеется)

1953 г.
Колхоз «Новый путь» занял церковь под склад стройматериалов и сельхозпродуктов.

1988 г.
По просьбе верующих храм был побелен, крыша и главы покрашены, за что колхоз  «Новый путь», председатель Н. Ф. Лаврик, заплатил 36000 руб.

1989 г.
По инициативе пред. Совета ветеранов колхоза Корытовой З.А. началось ходатайство перед Советскими органами власти об образовании православного религиозного объединения на базе церкви Ильи-пророка. Активное участие принимали: Половинкина Ф.М., Боронина С.И., Головцына Н.И., Фаденчева В.С. и др.

2/02/1990 г.
Совет по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрировал общество Русской православной церкви в с. Яковлевское и передал обществу здание бывшей Ильинской церкви для использования в молитвенных целях.

27/06/1990 г.
Прибывший в село священнослужитель о. Георгий, который совместно с верующими и колхозом организовал ремонт храма. Осенью 1994 года начался сбор (добровольный) денежных средств, икон. Было собрано 7000 руб. и 12 икон.

 
Что такое "праздник красок холи"?

В России, как и почти во всем мире, вот уже не первый год проводятся т.н. «фестивали красок холи», во время которых люди кидаются друг в друга разноцветными красками и веселятся. Что же такое «холи», какой смысл данный праздник имеет на своей исторической родине и можно ли христианину в нем участвовать, рассказывает священник Георгий Максимов.

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.