Главная Слово пастыря Проповедь в день святого пророка Илии
hram97.jpg

Катехизация

Проповедь в день святого пророка Илии
Слово пастыря

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня я рад приветствовать вас в нашем храме. Сегодня особый день для нашего прихода – день небесного покровителя - святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был пламенным ревнителем о вере – это было особое состояние его духа; рачителем о своем народе, который к тому времени уклонился в идолопоклонство.

Как повествует одна из исторических книг Ветхого Завета, Третья книга Царств, что в IX веке до Р.Х. в Израиле воцарился нечестивый царь Ахав и его жена Иезавель – языческая жрица. Иезавель увлекла своего мужа в идолопоклонство, и они стали насаждать языческую веру в своем народе, стали приноситься человеческие жертвы.

И вот Господь, спасая от духовной смерти Свой народ, избирает Илию, чтобы тот обличил безчестие царя Ахава. Как получилось, что народ, познавший истинного Бога, вдруг стал отдаляться от истинной веры и уклонился в идолопоклонство? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к истории рода человеческого. Библия описывает, как Бог создал Адама из праха земного и вдунул в него дыхание жизни. До этого момента человек был подобен другим живым существам, которые имели душу, но не имели «дыхания жизни». Прп. Серафим Саровский называет "дыхание жизни" - благодатью Божией - та, которая делает его душу подобной Богу - такая душа наследует жизнь вечную и не умирает никогда. И вот, вкусив от древа познания добра и зла, человек теряет Богоподобие, благодать отступает от него через грехопадение. И потеряв благодать, человек начинает отдаляться от Бога.

История еврейского народа свидетельствует - пока народ стремится к Богу, учится правильно верить и жить по закону Божьему, он благоденствует и процветает. Как только вера в народе оскудевает, наступают различные бедствия, как и случилось во времена пророка Илии. Видя бесчестие и идолопоклонство Своего народа, Господь по молитве Илии заключил небо, и дождя не было три с половиной года. Была страшная засуха, и народ бедствовал. Царь Ахав преследовал пророка Илию, чтобы заточить его в темницу, но с помощью Божией Илия избегал всех подстерегавших его опасностей. И когда царь посылал своих воинов, чтобы они силой привели к нему пророка, то по молитве Илии Господь поражал этих воинов молнией. Лишь один военачальник склонился перед Илией и сказал: "Я подневольный человек, и царь приказал мне привести тебя". Только тогда Илия, видя благочестие этого человека, идет к царю и вновь обличает его.

Мы видим, что Бог не оставляет Свой народ. Велико в очах Божьих значение даже одного праведника для всего народа. Они свидетельствуют, что народ не умер для Бога. Ради одного праведника Господь милует весь народ. А в то время были и еще праведники, кроме Илии. Однажды пророк взмолился Господу, говоря: "Не осталось уже истинной веры в моем народе", - он уже отчаялся когда-либо пробудить народе истинную веру. Но Господь отвечал ему: "Ты не ведаешь, а Я ведаю, что есть еще люди, которые хранят истинную веру и молятся о своем народе". Поэтому очень важно нам знать, что Господь, ради тех людей, которые молятся за всех, милует и не сокращает жизнь народу.

Мы с вами тоже являемся избранным народом, приняв благодать Божью в Святом Крещении. Но почему и в нашем обществе тоже соседствуют ложь с правдой? Потому что, как наставляет нас преподобный Серафим Саровский, все мы верующие христиане, и через святое Крещение нас освятила благодать Божия, которая пришла в мир тогда, когда в мир пришел Спаситель, Богочеловек Иисус Христос. До той поры люди были лишены благодати, и только молитвы праведников спасали свой народ. Их пример побуждает многих стараться правильно жить и верить. Но Антоний Великий предупреждает: "Немногие подвизающиеся знают, что в человеке действуют три воли: одна Божественная, одна человеческая, и третья - диавольская". Эта последняя воля делает человека бессильным, если он живет неправильно, то есть не желает жить Богоугодно. Она увлекает человека в грех, и тот, впадая в тяжкие прегрешения, уже не может себя исправить. Воля человеческая позволяет человеку делать добро, но в услаждении своим похотям - делать его ради самого добра. Казалось бы, мы любим себя, стараемся жить правильно, делаем добро близким, но постепенно в нас закрадывается тщеславие - мысли о том, что мы хорошие, правильные, и не делаем в нашей жизни ничего плохого. Хоть и постится такой человек, хоть и молится, хоть и накладывает на себя какие-то аскетические ограничения - но он делает это ради себя. Как учит святой Серафим, если мы делаем добро ради добра, это не делает нам заслуги ни в этой жизни, ни в будущей. Почему он так говорит? Потому что, первая воля Божия и спасительная состоит в том, чтобы делать добро единственно для Духа Святого. Всякая добродетель творимая ради Христа, умножает благодать Духа Святого. И, как учит св. Серафим, цель христианской жизни - это стяжать благодать Святого Духа. А пост, молитва, бдение - лишь средства для того, чтобы правильно стяжать благодать.

В чем же заключается стяжание благодати Святого Духа, которая делает человека духовным человеком? Это - Божественная воля, и чтобы человек действовал согласно ей, необходимо следовать наставлениям святых отцов. И Серафим Саровский наставляет, что совершать духовные подвиги надо ради Христа. Если мы это понимаем, то стяжаем, то есть накапливаем, благодать Божию. И человек под воздействием благодати Божией способен уже здесь, на земле, ощутить неизъяснимую радость общения с Господом.

Наша молитва только тогда принесет всем пользу, когда мы заботясь о близких совершаем ее ради Христа, ибо Христос ради нас пролил Свою Божественную кровь. Если мы совершаем какие-то добрые дела ради Христа, а не для себя, не для своей славы — то только тогда благодать Божия пребывает в нас. А тех людей, которые стараются жить правильно, но не совершают добродетели ради Христа — их Господь тоже хранит и надеется, что когда-нибудь они придут к вере, обратят свои сердца к Богу. И тогда их добрые дела будут им в будущую заслугу. Давайте и мы с вами сегодня осознаем важность нашей молитвы о себе и близких. «Что ни попросите во имя Мое, то получите от Отца Небесного». Поэтому давайте не уставать в нашей молитве, потому что молитва, пост, бдение и различные аскетические воздержания — это средства для стяжания благодати Святого Духа. Спаси Господи всех вас.

 

 

 
Таинство Крещения

Крещение - Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха - греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Мы Вконтакте

Ильинский храм, Яковлевское.
Открытое сообщество

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.